Историческая справка

«Служба судебных приставов: история и современность»

Еще в Древней Руси при княжеском суде имелись люди, в обязанности которых входило исполнение решений князя. Их роль ограничивалась исполнением решения о наложении материального взыскания, если имелась соответствующая просьба стороны, выигравшей процесс. За приведение в исполнение решений князя полагалось вознаграждение, которое входило в размер штрафа и составляло определенную его часть.

Впервые о приставах, как об органах исполнения решений судов упоминается в договоре Великого Новгорода с великим князем Ярославом Ярославичем 1270 года. В их обязанности входило исполнение судебных решений, а также поимка должников по требованиям взыскателей и обеспечение явки вызываемых в суд. В XIV-XV веках появляется должность пристава и в других городах – теперь это уже специальное должностное лицо, выполняющее решения судебных органов и в части взыскания материального ущерба (долгов, причиненного вредя и прочее). Ввиду неразделенности административной и судебной властей, пристав выполнял и иные обязанности. В Новгородской республике приставы назначались посадником и вече. Во Пскове были приставы и у князя. Русь Московская знала великокняжеских приставов, а также приставов, действовавших под началом княжеских тиунов и судей.

С развитием процедуры исполнительного производства постепенно формулируются требования, предъявляемые к приставам и порядок принятия их на службу. Новгородская судная грамота устанавливала, что приставы должны быть людьми благонадежными. При вступлении в должность они приносили присягу. Пристав участвовал в проведении следственных действий, он извещал ответчика о суде, чтобы обеспечить явку ответчика в суд. Он мог в случае уклонения ответчика, принудительно доставлять его, даже в оковах. Приставы исполняли решения суда об изъятии имущества и возмещении имущественного вреда. При необходимости они осуществляли продажу имущества с торгов.

В России в это время господствовала система, при которой должностные лица «кормились от дел» (когда часть получаемых ими штрафов, налогов шла на их же содержание), приставы также получали вознаграждение за труд «от дел». Размер оплаты уже был четко определен в законодательстве. Так, вознаграждение за вызов в суд определялось расстоянием, которое должен был пройти пристав, чтобы известить должника.

Процесс унификации института судебных исполнителей и исполнительного производства завершился лишь после централизации русских земель. В XVII веке устанавливается порядок, при котором приставы действовали при приказах – органах управления и суда. Оплата приставов осуществляется теперь в централизованном порядке, как и остальных госслужащих.

Но, несмотря на становление российского исполнительного производства, до второй половины XIX века еще не будет документов, определяющих правовой статус приставов как государственных служащих. Тем не менее, система исполнения судебных решений сформировалась как звено государственной правоприменительной системы.

В подобном виде статус института судебных приставов, как системы обеспечения исполнения судебных актов, просуществовал до начала XX века и был упразднен Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов Российской Империи.

Таким образом, на смену судебным приставам Российской Империи пришли судебные исполнители новой советской власти, которые в отличие от судебных приставов стали государственными служащими. Судебные исполнители стояли в штатах судов и по своему статусу являлись представителями судебной власти.

В 1997 году были изданы  Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве»,  которые положили начало новому этапу развития института судебных приставов, а именно изменили его организационные начала. Служба судебных приставов перешла из судебной системы в  систему органов Министерства юстиции Российской Федерации, из судебной власти к исполнительной.

В результате были определены непосредственные задачи службы, решены основные вопросы исполнительного производства: во-первых, создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов, во-вторых, законодательство обеспечило равенство защиты  всех форм собственности и в сфере исполнительного производства, в-третьих, созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов-исполнителей и подъема их профессионального уровня, посредством принятых законов усилена ответственность должников за невыполнение судебных актов и актов других органов, а также граждан и работников организаций за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации  «Об исполнительном производстве», наряду с этим обеспечен должный контроль за действиями судебного пристава-исполнителя.

В новом статусе судебные приставы приступили к исполнению своих обязанностей 01 января 1998 года.

В результате были определены непосредственные задачи службы, решены основные вопросы исполнительного производства: во-первых, создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов, во-вторых, законодательство обеспечило равенство защиты  всех форм собственности и в сфере исполнительного производства, в-третьих, созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов-исполнителей и подъема их профессионального уровня, посредством принятых законов усилена ответственность должников за невыполнение судебных актов и актов других органов, а также граждан и работников организаций за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации  «Об исполнительном производстве», наряду с этим обеспечен должный контроль за действиями судебного пристава-исполнителя.

В новом статусе судебные приставы приступили к исполнению своих обязанностей 01 января 1998 года.

Первым главным судебным приставом Республики Марий Эл был назначен Сергей Иванович Богатырев, который проработал в этой должности до октября 2001 года.

Большая заслуга в создании профессионального ядра на первых этапах становления Службы принадлежит Владимиру Афанасьевичу Бушкову - начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по республике Марий Эл. В данный период была проведена большая работа по подбору кадров в службу судебных приставов, по аттестованию и переводу судебных исполнителей судов на должности судебных приставов-исполнителей, созданию материально-технической базы.

С ноября 1997 года по февраль 2000 года за работу с кадрами отвечал Леонид Михайлович Полянин, а с июня 2001 года работу с кадрами возглавил Виктор Тихонович Демидович.

Эффективно применяли на практике свой опыт и знания начальник отдела организации работы судебных приставов-исполнителей Елена Евгеньевна Новоселова, судебные исполнители Светлана Павловна Полянина, Фаина Владимировна Смирнова, Наталья Владимировна Морозова, Светлана Станиславовна Семенова, Нина Васильевна Коробейникова, Нина Леонидовна Чернышева, Нина Петровна Юркина, Альфия Гаптинакиповна Хузиева, Сание Эдемовна Таланова, Татьяна Николаевна Фирсова, Серафима Николаевна Черепанова, которые проработали судебными исполнителями 15 и более лет.

В сентябре 1999 года началось формирование подразделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Отдел по организации работы судебных приставов по ОУПДС возглавил Николай Александрович Кудряшов.

Для участия в исполнении исполнительных действий особой сложности или социальной значимости, с целью предотвращения противоправных действий, угрожающих общественному порядку, обеспечения безопасности судей на общественно значимых судебных процессах была создана группа быстрого реагирования.

С марта 2001 года под руководством Виктора Сергеевича Видякина начала работать группа розыска должников, имущества и взаимодействия с правоохранительными органами.

С 1 июля 2002 года вступили в действие Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с этой даты у службы судебных приставов появились рычаги воздействия к тем должникам, кто пренебрегает требованиям закона, не исполняет приговоры, решения судов, игнорирует требования судебных приставов. Была сформирована группа дознания в составе Валерия Игнатьевича Шабадарова и Василия Ивановича Смоленцева.

С первых дней работы службы судебных приставов началось использование современных информационных технологий, чтобы полностью автоматизировать исполнительное производство - от его возбуждения до окончания.

Непосредственное руководство работой судебных приставов осуществляют старшие судебные приставы районных и городских подразделений, которым приходится ежедневно решать множество вопросов — от хозяйственных нужд до представительства в судах.

С апреля 2002 года службу судебных приставов возглавил Валерий Иванович Осипов - заслуженный юрист Республики Марий Эл.

В 2004 году на основании Указа Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» сложившаяся система органов исполнительной власти была реформирована. Создан новый федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба судебных приставов, к компетенции которой перешли функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, а также обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В дальнейшем Президентом России был подписан Указ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», которым определены система и полномочия Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.

С 01 января 2005 года служба судебных приставов Управления Минюста России по Республике Марий Эл приобрела новый правовой статус и наименование – Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл.

Время создания/изменения документа: 21 сентября 2011 08:42 / 03 апреля 2016 14:51

Версия для печати