Отчеты и доклады о деятельности Управления

Аналитическая справка

по рассмотрению обращений граждан и представителей организаций

в Управлении Федеральной службы судебных приставов

по Республике Марий Эл за 2014 год

 

За 2014 год общее количество обращений граждан и представителей юридических лиц по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (далее - АППГ) снизилось на 3,63 %, в 2014 году - 1116 (в АППГ — 1158).

По источникам поступления обращения распределяются следующим образом.

517 (46,33%) - обращения граждан, 554 (49,64%) - обращения представителей юридических лиц, 45 (4,03%) - обращения заявителей, не являющихся стороной исполнительного производства.

770 обращений (68,99%) поступило непосредственно от заявителей, 283 (25,36%) - из других органов государственной власти, 32 (2,87%) - из центрального аппарата ФССП России, 2(0,18%) - из Администрации Президента Российской Федерации, 29 (2,6%) обращений направлено на рассмотрение в структурные подразделения из аппарата управления УФССП России по Республике Марий Эл.

За отчетный период на рассмотрение в Управление поступило 2 обращения, направленные из Администрации Президента Российской Федерации (в АППГ — 4).

Тематика обращений граждан и представителей юридических лиц, поступивших в Управление за 2014 год (в сравнении с АППГ), выглядит следующим образом:

 

Категория обращений

2014 год

2013 год

 

Количество

%

Количество

%

По взысканию алиментов

148

13,26

146

12,61

По трудовым спорам

1

0,09

15

1,29

По жилищным спорам

29

2,6

49

4,23

О взыскании денежных средств

701

62,81

576

49,74

По другим вопросам

237

21,24

364

31,43

По вопросам, не относящимся

к компетенции ФССП России

0

0

8

0,7

 

Количество исполнительных производств, находившихся на исполнении в Управлении, снизилось по сравнению с АППГ на 13,61 % (с 413832 до 357502). При этом снизилось и количество обращений на 3,63%.

Взаимосвязь между количеством исполнительных производств, оконченных с актом о невозможности взыскания, и количеством обращений не установлена, так как доля обращений в связи с окончанием исполнительных производств с актом о невозможности взыскания в целом невелика.

Следует отметить, что за рассматриваемый период (в сравнении с АППГ) снизился удельный вес обращений по жилищным спорам, по другим вопросам, по трудовым спорам. Отсутствуют обращения по вопросам, не относящимся к компетенции ФССП России.

Из приведенных цифр видно, что произошло увеличение количества обращений таких категорий, как обращения по вопросу взыскания алиментов и по вопросу взыскания денежных средств.

К числу причин незначительного роста количества обращений по вопросам взыскания алиментов (увеличение на 2 обращения) относится то, что в 2014 году на исполнении находилось 6948 исполнительных производств этой категории, они носят длительный, затяжной характер, отдельные должники длительное время не работают, много должников выезжают на заработки за пределы региона, нередко работают без оформления трудовых отношений, скрываются сами или скрывают свои доходы, ведут асоциальный образ жизни. Все это создает трудности в поиске должников и взыскании с них денежных средств на содержание детей.

Следует отметить, что зачастую взыскатели не ознакамливаются с материалами исполнительных производств перед направлением обращения, а делают выводы о бездействии судебного пристава-исполнителя в связи с отсутствием перечисления денежных средств.

Также взыскатели не принимают во внимание, что отдельные должники-граждане ведут асоциальный образ жизни и, как следствие, не имеют желания и возможности перечислять алименты на содержание детей.

Например, в Управление обратилась Арсентьева И.А. с жалобой на непоступление алиментов от бывшего супруга. Арсентьев Н.П. имущества не имеет, неоднократно судим, в настоящее время вновь находится в местах лишения свободы, не трудоустроен из-за отсутствия профессии.

В течение 2014 года в Управлении по 388 исполнительным производствам должники привлечены к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации. За анализируемый период в отношении 1374 должников по алиментным обязательствам в соответствии со ст. 67 ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесены постановления об ограничении права на выезд из Российской Федерации, с учетом остатка находящегося в Пограничной службе

Причиной роста количества обращений по вопросу взыскания денежных средств является увеличение поступления исполнительных документов по взысканию задолженности в пользу кредитных организаций и физических лиц (увеличение на 51,7 %). Наличие трудностей, связанных с исполнением требований этих документов, вызывает и большой поток жалоб.

В связи с вышеизложенным, при сопоставлении структуры обращений сторон исполнительного производства выявлена тенденция увеличения доли обращений со стороны взыскателей.

 

2014 год

2013 год

 

Количество

%

Количество

%

Взыскатели

878

78,7

771

66,6

Должники

193

17,3

314

27,1

Заявители, не являющиеся стороной исполнительного производства

45

4

73

6,3

Предоставление банковскими и кредитными учреждениями кредитов гражданам под высокие проценты без должного обеспечения ведет к невозврату денежных средств, обращению взыскателей в суды и предъявлению исполнительных документов в службу судебных приставов с последующими трудностями по исполнению требований этих документов.

Активизация деятельности различных агентств по взысканию долгов заключалась в направлении в аппарат управления и отделы судебных приставов многочисленных жалоб.

Например, из 877 поступивших за 2014 год в аппарат управления жалоб, заявителем в 304 жалобах (34,66%) является ЗАО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности».

Во всех жалобах, поступивших в Управление от ЗАО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности», содержится информация о неполучении в установленный срок копий постановлений о возбуждении исполнительного производства, о временном ограничении выезда должников из Российской Федерации, о неполучении ответов на обращения. Проверка, проведенная специалистами аппарата управления по этим жалобам, ни в одном случае не нашла подтверждения того, что заявителям не были своевременно направлены требуемые документы.

Также 47 обращений (5,36%) поступило от организации "Тинькофф Кредитные Системы" Банк.

Такие заявители как ЗАО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности», "Тинькофф Кредитные Системы" Банк не ознакамливались с материалами исполнительных производств перед подачей обращения, содержащего информацию о бездействии судебных приставов-исполнителей.

Следует отметить, что ЗАО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности», ЗАО «Тинькофф Кредитные Системы банк» на территории Республики Марий Эл не имеют представителей, в связи с чем проведение рабочих совещаний с указанными организациями затруднительно. На все предложения Управления в адрес ЗАО «Специализированное агентство аналитики и безопасности» об ознакомлении с материалами исполнительных производств и организации конструктивного взаимодействия ответ в наш адрес направлен не был.

В настоящее время удалось установить конструктивное взаимодействие с представителем "Тинькофф Кредитные Системы" Банк. Требуемая информация о ходе исполнительных производств предоставляется взыскателю по телефону и электронной почтой.

Обращений "Тинькофф Кредитные Системы" Банк в аппарат управления с сентября 2014 года по настоящее время не поступало.

Также в результате работы с представителем ЗАО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» 34 обращения отозваны заявителем.

Непосредственно в аппарат управления поступило 877(78,58% от общего количества) обращений граждан и представителей организаций (в АППГ - 701, рост на 25,1 %). В структурные подразделения поступило 239(21,42 %) обращений (в АППГ - 457, снижение на 47,7%).

Причинами того, что в аппарат управления поступает обращений больше, чем в отделы судебных приставов являются:

- формирование новой информационной среды, наличие различных каналов связи, большая информированность населения и открытость руководства Управления. Из поступивших в аппарат Управления обращений 60 (6,84 %) поступило в форме электронных документов (48 - через электронную приемную, 12 – по электронной почте), на телефон доверия Управления поступило 95 сообщений. Наличие доступной контактной информации побуждает заявителей обращаться непосредственно к руководителю Управления - главному судебному приставу Республики Марий Эл;

- в отдельных случаях заявители обращаются в вышестоящие инстанции, так как, по их мнению, работниками структурных подразделений не были приняты достаточные меры по исполнению требований исполнительных документов;

- отдельные граждане направляют обращение сразу по нескольким адресатам помимо руководителя Управления – главного судебного пристава Республики Марий Эл (например, в центральный аппарат ФССП России, Прокуратуру Республики Марий Эл, Прокуратуру города Йошкар-Олы и так далее). Данные обращения в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направляются в Управление для рассмотрения;

- существует категория граждан, которые после вынесения судом решения о признании их жалоб необоснованными, обращаются в аппарат управления с аналогичными заявлениями. Например, за 2014 год в аппарат управления поступило 10 обращений гражданина Гарина М.Г. (5 из которых были направлены в центральный аппарат ФССП России), в которых содержится жалоба на незаконный арест принадлежащего ему имущества. Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 05.12.2013 в удовлетворении иска Гарина М.Г. о снятии ареста с имущества отказано. Однако, Гарин М.Г. продолжает обращаться с обращениями аналогичного содержания в аппарат управления и центральный аппарат ФССП России;

- прирост количества обращений в аппарат управления вызван еще и тем, что в течение 2014 года определенное количество обращений граждан в органы прокуратуры перенаправлено для дачи ответа заявителям в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл.

Мерами по исправлению сложившейся ситуации являются:

- постоянное неослабное внимание руководства Управления к совершенствованию деятельности структурных подразделений.

- оказание работниками аппарата управления методической и практической помощи отделам судебных приставов по организации работы с обращениями граждан;

- своевременное информирование сторон исполнительного производства о совершенных исполнительных действиях, направление в адрес должников и взыскателей копий выносимых постановлений;

- контроль за сроками совершения исполнительных действий со стороны начальников отделов - старших судебных приставов;

- систематические проверки судебными приставами-исполнителями бухгалтерий предприятий и организаций на предмет правильности производства удержаний по исполнительным документам, своевременности перечисления денежных средств в пользу взыскателей;

- периодический контроль за своевременностью и полнотой направляемых заявителям ответов;

- систематическое проведение личных приемов граждан, в ходе которых можно решать возникшие проблемы при участии должников, взыскателей, судебных приставов-исполнителей.

Работа с обращениями граждан и представителей юридических лиц в структурных подразделениях Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл организована надлежащим образом и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682.

Из центрального аппарата ФССП России на рассмотрение в Управление поступило 32 обращения граждан и представителей юридических лиц (в АППГ — 24).

Из 32 обращений, поступивших на рассмотрение в Управление из центрального аппарата ФССП России, 13 было направлено взыскателями, 17 - должниками, 2 — заявителями, не являющимися стороной исполнительного производства. Из указанных обращений 13 (40,6%) связано с взысканием денежных средств, 7 (21,9%) - по взысканию алиментов, 12 обращений (37,5%) - по другим вопросам.

Во всех случаях специалистами аппарата управления заявителям даны необходимые разъяснения.

За 2014 год в Управление поступило 24 повторных обращения (в АППГ — 16), из которых в аппарат управления поступило 18 (в АППГ – 14).

Причиной повторных обращений является неудовлетворенность заявителей предпринятыми мерами по исполнению требований исполнительных документов и полученными ответами на первоначальное обращение.

Например, за 2014 год на рассмотрение в Управление поступило 5 обращений по вопросам взыскания алиментов: три из центрального аппарата ФССП России, одно обращение - из Региональной общественной приемной политической партии "Единая Россия", одно непосредственно от заявителя. Это обращения гражданки Агатеевой А.А.

Она в 2013 и 2014 годах неоднократно обращалась в электронную приемную ФССП России с жалобами на то, что судебными приставами-исполнителями не предпринимается никаких мер по взысканию алиментов на содержание ребенка с бывшего мужа Агатеева В.П. и денежные средства она не получает.

При рассмотрении обращений было установлено, что это не соответствует действительности, так как при проверке материалов исполнительного производства выявлено, что должнику составлен график явки к судебному приставу-исполнителю для представления документов, подтверждающих уплату алиментов. Агатеев В.П. ежемесячно почтовыми переводами посылает взыскателю денежные средства, копии квитанций имеются в исполнительном производстве. Поскольку должник в настоящее время не трудоустроен, судебным приставом-исполнителем ему вручено направление для постановки на учет в центр занятости населения.

В данном случае налицо неудовлетворенность взыскателя суммой получаемых алиментов и способом их перечисления.

В электронную приемную Управления трижды за рассматриваемый период обращалась должница Козина Е.В. по вопросу взыскания с нее исполнительского сбора. Несмотря на то, что Козиной Е.В. было разъяснено об отсутствии оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора, должница обратилась вновь с аналогичным вопросом.

Основными мерами, предпринимаемыми для предупреждения поступления повторных обращений, являются неукоснительное соблюдение требований законодательства при совершении исполнительных действий судебными приставами-исполнителями и повышение качества подготовки ответов на первичные обращения, направляемые заявителем.

За 2014 год 3 обращения признаны обоснованными (в АППГ - 2).

В одном случае причиной признания обращения обоснованным явилось неправомерное взыскание исполнительского сбора. Исполнительский сбор возвращен должнику-организации.

Во втором случае причиной явилось нарушение срока регистрации предъявленного на принудительное исполнение исполнительного документа.

Специалист, допустивший подобное нарушение, предупрежден на оперативном совещании при начальнике отдела о недопустимости повторного подобного нарушения.

Следующее обращение, признанное обоснованным, поступило из Прокуратуры Республики Марий Эл. Причиной признания обращения обоснованным явилось непринятие судебным приставом-исполнителем полного комплекса мер по исполнению требований исполнительного документа перед окончанием исполнительного производства с актом о невозможности взыскания. Виновное лицо предупреждено о недопустимости повторного подобного нарушения. Служебная проверка не проводилась в связи с истечением шестимесячного срока со дня совершения дисциплинарного проступка, предусмотренного п. 5 ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Меры дисциплинарного характера к должностным лицам не применялись.

Повторно обоснованными обращения за 2014 год не признаны.

Во исполнение указания ФССП России от 22.09.2014 № 00063/14/56614-ВВ 15.10.2014 в Управлении проведен обучающий семинар-совещание, в ходе которого рассмотрен вопрос организации работы с обращениями граждан и представителей юридических лиц. Также 26.12.2014 проведено учебно-методическое занятие по практике применения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.

Волжской межрайонной прокуратурой выявлен факт нарушения сроков рассмотрения обращений граждан Волжским районным отделом судебных приставов, в результате чего в адрес Управления в сентябре 2014 года направлено представление об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малой значительностью. В АППГ нарушения сроков рассмотрения обращений граждан структурными подразделениями Управления не допущено.

Обращений, рассмотренных в аппарате управления с нарушением срока, нет (АППГ - 1).

Обращений, рассмотренных в аппарате управления при участии заявителя с выездом на место совершения исполнительных действий, за рассматриваемый период не было.

Причинами обращений граждан и представителей юридических лиц являются:

- высокая текучесть кадров. Вновь принятые работники, несмотря на наличие высшего профессионального образования, как правило, имеют недостаточный опыт практической работы или вообще его не имеют, что не может не отражаться на качестве исполнения должностных обязанностей;

- влияние в ряде случаев таких факторов, когда исполнение требований исполнительных документов не зависит от воли и желания судебных приставов-исполнителей. К такой категории относятся отдельные исполнительные производства о взыскании алиментов на содержание детей, взыскании задолженности по коммунальным платежам, задолженности по кредитам. Нередко должники не работают, не имеют стабильного дохода и имущества, на которое может быть обращено взыскание. Исполнительные производства по взысканию алиментов, как правило, носят длящийся, затяжной характер, задолженность по ним не может быть погашена в полном объеме и в короткие сроки, т.е. не устраняется сама причина для обращений, что и порождает жалобы взыскателей. Принимаемые за 2014 год меры организационного характера позволили обеспечить сокращение количества обращений граждан и представителей юридических лиц.

Вопрос организации работы с обращениями и личному приему граждан рассматривался на оперативных совещаниях при руководителе Управления - главном судебном приставе Республики Марий Эл, на заседании коллегии Управления в 2014 году не рассматривался. Данный вопрос включен в программу проведения заседания коллегии по итогам работы за 2014 год.

За рассматриваемый период в Управление поступило 60 обращений в форме электронных документов.

Статья 7 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяет, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленным указанным законом.

Рассмотрение этих обращений и направление ответов заявителям организовано в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682, приказа ФССП России от 23.03.2012 № 162 «Об обеспечении функционирования электронных форм документов Федеральной службы судебных приставов на Едином портале государственных и муниципальных услуг».

На телефон доверия Управления поступило 95 обращений (в АППГ – 128), снижение на 25,78%. Заявлений и сообщений о действиях работников коррупционной направленности, о готовящихся или совершенных преступлениях в них не содержалось. На все обращения граждан, поступившие по телефону доверия, даны устные или письменные ответы с разъяснением норм действующего законодательства, за исключением тех обращений, в которых заявители не посчитали нужным сообщить о себе какую-либо контактную информацию. Учет этих обращений организован в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», приказа ФССП России от 27.12.2013 № 640 «Об утверждении положения об организации работы телефона доверия Федеральной службы судебных приставов».

При рассмотрении обращений, поступившим по информационным системам общего пользования, возникает трудность идентификации личности заявителя, при обращении доверенного лица доверенность не представляется, неизвестен почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, поскольку чаще всего указывается только электронный адрес или номер контактного телефона, контакт по которому удается установить не всегда. В подавляющем большинстве случаев не выполняются требования статьи 7 Федерального закона № 59-ФЗ, поскольку заявители не указывают наименование государственного органа, в который они обращаются, фамилию, имя, отчество либо должность лица, к которому они обращаются, не считают нужным сообщать какую-либо информацию о должниках, взыскателях, месте нахождения исполнительного документа и т.п., что приводит к дополнительным затратам времени и сил на работу с такого рода обращениями. Нередко телефон доверия используется как способ получения какой-либо справочной информации или как инструмент воздействия на процесс исполнения требований исполнительных документов.

Во исполнение письма ФССП России от 06.03.2014 № 00063/14/12359-ВВ издано распоряжение от 25.03.2014 № 63-р о назначении должностных лиц, ответственных за обеспечение надлежащего функционирования телефонной связи. Данное распоряжение направлено для исполнения структурными подразделениями Управления. Организован контроль его исполнения.

В качестве мер для совершенствования работы с обращениями граждан и представителей организаций предлагается:

- с целью повышения профессионального уровня судебных приставов-исполнителей реализовать возможность дистанционного обучения работников, принятых на государственную гражданскую службу;

- шире использовать возможности средств массовой информации для правового просвещения населения.

 

Раздел 2. Организация личного приема граждан

 

Порядок личного приема граждан и представителей юридических лиц установлен регламентом Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, утвержденным приказом Управления от 09.02.2007 № 10-од.

В течение 2014 года руководящим составом Управления на личном приеме принято 494 заявителя (АППГ - 462). При этом в аппарате управления принято 99 граждан (АППГ - 155), в структурных подразделениях – 395 (АППГ - 307).

Руководителем Управления - главным судебным приставом Республики Марий Эл проведен личный прием 62 граждан (АППГ - 105), заместителями руководителя Управления - заместителями главного судебного пристава Республики Марий Эл испециалистами отделов аппаратауправления 37 (АППГ — 50).

Выездные приемы населения руководящим составом Управления проводятся в соответствии с утвержденным руководителем Управления - главным судебным приставом Республики Марий Эл Планом-графиком на полугодие. Даты проведения выездных приемов уточняются ежемесячно. Предварительное информирование населения о проводимых выездных приемах осуществляется путем размещения информации на официальном интернет-сайте Управления, на справочно-информационных стендах в зданиях аппарата управления, районных отделов судебных приставов, на стендах в зданиях районных администраций, в средствах массовой информации (в газетах, на телевидении, радио).

В течение 2014 года на выездных приемах граждан и представителей юридических лиц принято 14 человек. Руководителем Управления при проведении выездных приемов было принято 5 человек, заместителями руководителя Управления - заместителями главного судебного пристава Республики Марий Эл – 9.

Во исполнение указания ФССП России от 27.08.2014 № 00063/14/50811-СВС руководителем Управления регулярно проводится личный прием граждан в приемной Президента Российской Федерации в городе Йошкар-Оле – 18.09.2014, 26.11.2014. Как показала практика, эта форма общения населением востребована, за рассматриваемый период руководителем Управления - главным судебным приставом Республики Марий Эл принято 7 граждан и представителей организаций.

Также руководителем Управления - главным судебным приставом Республики Марий Эл регулярно проводятся приемы граждан по вопросам, входящим в компетенцию службы судебных приставов, в общественно-политическом центре Республики Марий Эл, за 2014 год принято 16 заявителей.

Наряду с проведением личных приемов граждан и представителей юридических лиц руководящим составом Управления практикуется общение с гражданами посредством «горячей линии». Так, в мае, августе, сентябре, ноябре 2014 года на вопросы граждан отвечали начальники отделов аппарата управления и их заместители, в июле — заместитель руководителя Управления, в октябре — руководитель Управления.

Ответы руководителя Управления - главного судебного пристава Республики Марий Эл, его заместителей и начальников отделов аппарата управления и начальников отделов - старших судебных приставов на интересующие жителей республики вопросы регулярно печатаются в районных, городских и республиканских печатных изданиях

Проблем в организации личного приема граждан и представителей юридических лиц нет.

 

 

Отдел документационного обеспечения

и работы с обращениями граждан

 

Время создания/изменения документа: 26 июля 2011 11:45 / 03 апреля 2016 15:02

Версия для печати